Состав слова и словообразование правила орфография
Оглавление:
- Русский язык: орфоэпия; состав слова, словообразование и орфография
- Конспект урока на тему «Состав слова. Словообразование. Орфография»
- «Состав слова и словообразование»
- Состав слова Словообразование Орфография
- Двойкам нет
- Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография. — презентация
- Морфемика: состав слова, словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ
- Урок-семинар : Состав слова. Словообразование. Орфография.
- 5.11. Морфемный состав слова и орфография
Русский язык: орфоэпия; состав слова, словообразование и орфография
Русский язык в изучении вызывает много трудностей у людей, но это и понятно т.к. в нём (как ни в одном другом языке мира) большое количество разделов.
Изучить полостью весь русский язык очень трудно.
По этому его и изучают на протяжении всего обучения в средней школе.
В данной статье я расскажу вам про орфоэпию, а патом мы плавно перейдём к составу слова. И так, начнём. Тесты всех лет последовательно включают задание, связанное с ударением: учащимся предлагается выбрать слово, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог. Литературное произношение и ударение регулируются законами, которые описаны в другом разделе языкознания — орфоэпии (от греч.
orthos — прямой, правильный + epos — речь). Нужно сказать, что с ударением в русском языке связано наибольшее количество ошибок, которые делают не только иностранцы, но и русскоязычные говорящие.
И происходит это потому, что русское ударение разноместное и подвижное: оно может падать на любой слог (первый, второй, третий) в слове и может перемещаться с основы на окончание и наоборот при изменении формы слова, например: стол — столы, начать — начала и т.д. Эти признаки и делают русское ударение сложным: нет единого универсального правила его постановки. Самое лучшее правило — иметь орфоэпический словарь на столе и заглядывать в него всякий раз, когда у вас возникает сомнение.
И все же в русском языке не все так безнадежно: есть определенные тенденции постановки ударения в различных частях речи. Можно, например, запомнить, что существуют определенные правила для прилагательных (ударение во мн.ч. краткой формы обычно совпадает с ударением в краткой форме среднего рода), для глаголов (ударение переходит в формах прошедшего времени женского рода с основы на окончание), причастий (формы женского рода тоже имеют ударное окончание).
Но это — основные тенденции, которые обычно действуют в языке, однако и здесь бывают исключения. Материал тестов показывает, что в них включено много таких слов, ударение в которых часто бывает ошибочным, например: заперся, дочиста, донельзя, мизерный, добела, облегчить и др.
Советуем учителю, во-первых, проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах (список их дан ниже), и, во-вторых, объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения. Кроме того, в это задание включаются часто и формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных — директоров, торты и др. Состав слова, словообразование и орфография Состав слова В тестах предыдущих лет представлены следующие темы и вопросы по морфемике и словообразованию: — состав слова (морфемный анализ слов); — типы и способы словообразования.
Задания были сформулированы так: — какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания; — какое слово неправильно разобрано по составу; — выберите слово, морфемный анализ
Состав слова и словообразование. Орфография. Состав слова и словообразование Без знания того, из каких частей (морфем) состоит слово, мы не сможем применить. — презентация
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация.
Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц.
сети. Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо. Кнопки: Назад Скачать презентацию Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 4 года назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Состав слова и словообразование.
Орфография Состав слова и словообразование Без знания того, из каких частей (морфем) состоит слово, мы не сможем применить даже хорошо известные нам правила, так как не определим, в какой части слова находится орфограмма. Напомним условные обозначения морфем: Состав слова и словообразование Определим, в какой части слова находится орфограмма, и применим соответствующее правило: В словах и орфограмма в корне, определяем ее проверочными словами: В слове орфограмма в приставке.
Мы знаем, что приставки да- не существует.
Состав слова и словообразование Для грамотного письма необходимо также знать, как образуется слово. Например, как писать: Зная, что перед суффиксом прошедшего времени -л- пишется тот же суффикс, что и в неопределенной форме, в слове таял пишем суффикс -я-: Словообразование — Один из важнейших разделов курса русского языка. Из него мы узнаем: Из каких частей состоит слово (состав слова); Как оно образуется (словообразование).
Состав слова Значимыми частями слова (морфемами) являются корень, суффикс, приставка, окончание: Состав слова. Основа Состав слова. Задание: 1. Выделите основу: Свет Переходил Чужой Перекресток Каменистый Городки Слева Степь Состав слова.
Корень Состав слова. Задание: 2.
Составьте гнезда: Жертва Свет Учить Окно Стена Зелень Состав слова. Задание: 3. Сравните два гнезда слов: Состав слова. Задание: 4. Вычеркните лишние слова в каждом из трех блоков: Цветной ШитьЛес Зацвестивышиватьперелесок Цветоквышивкалесник Расцветкасшитьлесной Расцвестиушитьлеса Зацветаетушиллесники Состав слова.
Задание: 5. Разберите слова по составу: Нагрузка НаучитьсяЗадумчивый Перекрестоксписалосенний Березапереходятдубовый Грядкапосолитьмаленький Писательрассмотрелхолмистые Словообразование — Один из главных источников пополнения словарного состава.
Образование слов – процесс постоянный, активный.
Словообразование. Задание: 1. Заполните таблицу: Безводная, увлекаться, ранний, уморить, носилки, даль, черный, светильник, темь, белый, двор, закричать, снова, день. Словообразование. Задание: 2.
Напишите слова с производящей основой: Задание: укажите неправильные написания слов 1.
прибывать на даче 16. прилагать усилия 2. придать друга 17. пренебрежительное отношение 3. претворить планы в жизнь 18. пречудливые узоры 4.
преступить закон 19. прибывать в Москву 5. беспрестрастный судья 20. преобразовать жизнь 6.
неприходящий успех 21. показать жизнь без прекрас 7. предать необходимый оттенок 22.
приступить к работе 8.
Конспект урока на тему «Состав слова.
Словообразование. Орфография»
Урок-семинар Тема урока: Состав слова. Словообразование. Орфография. Цель урока: обобщить и систематизировать материал по указанной теме; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу (реферату); воспитывать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.
Подготовка к занятию. За неделю до проведения семинара учитель знакомит учащихся с тематикой докладов.
Темы докладов (рефератов): Морфемный состав слова. Исторические изменения в составе слова. Основные способы словообразования.
Словообразовательные ряды. Правописание гласных и согласных в приставках. Учитель составляет список литературы к теме в целом. Учащиеся делятся на подгруппы (по 4—5 человек).
Каждая подгруппа выбирает для подготовки одну из тем. Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую литературу, составить план. Примерные планы рефератов Морфемный состав слова; Из каких значимых частей состоят слова.
Основа и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс и приставка.
Значения суффиксов и приставок.
Исторические изменения в составе слова: Непродуктивные суффиксы и приставки. Слияние с корнем слова некоторых приставок и суффиксов.
Есть ли корень в слове вынуть?
(Ф. Кривин «Карманная школа»).
Правописание приставок, оканчивающихся на з(с). Учащиеся пишут тексты будущих выступлений, подбирают примеры из упражнений учебника, «Дидактического материала…» Выступления учащихся на семинаре обязательно должны носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам.
Для того чтобы обсуждение докладов на семинарском занятии сделать более активным, необходимо потребовать, чтобы учащиеся ознакомились с содержаниемтеоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в целом.
Учащиеся обмениваются докладами, готовят рецензии. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Объявляется тема семинарского занятия.
Учитель говорит о подготовке к семинару, а затем спрашивает: Из чего строятся слова?
II. Выступления докладчиков. 1.
Тема «Состав слова». Для выступления используется пособие: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А, В.
Русский язык: Справочник для учащихся. — М., 1987. С. 34 -38. Учащиеся записывают план выступления. К этому опорному конспекту ученик обращается в ходе выступления.
Далее выступающий предлагает записать в два столбика слова: 1) имеющие окончание; 2) без окончаний. Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.
«Состав слова и словообразование»
Урок: Морфемика.
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова 1. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Рис. 1. Морфемы. 2.Корень – это обязательная часть слова.
Рис.2. Приставка. 4.Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть). Рис. 3. Суффикс. В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо). 5.Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, Окончание есть только у изменяемых слов.
Стола – Р.п. Стол? – И.п. или В.п. Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.
7. План морфемного разбора слова План морфемного разбора слова: 1. Выделяем окончание и основу слова. 2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора: Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-). Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок). 8. Словообразование Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования: Приставочный: делать – переделать Суффиксальный: синий – синенький Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник Усечение: заместитель – зам Сложение: лес+степь – лесостепь Сращение: вечнозеленый Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация) 9. План словообразовательного разбора слова План словообразовательного разбора слова: 1.
Поставить слово в начальную форму.
Состав слова Словообразование Орфография
Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах.Беззаботный, затих, прокричал, отзвучал, надпишешь, подпишешь, соавтор, приезд, преувеличенный, покупатель, выключатель, каменщик, разведчик, книжонка, машинист, глинистый, бесстрашие, смелость.
Слайд 4 Назовите самое интересное слово для разбора по составу. Разберите его. В заключение докладчик говорит, что разобраться в структуре слова — значит открыть его, понять его смысл.
Читает стихотворение С. Острового «Первородство».К словам привыкаешь день ото дня,А они первородного смысла полны.И когда я слышу:- Извини меня!
— Это значит:- Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня.Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: — Обереги меня!Это значит:- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:- Защити меня! -Это значит:- Спрячь меня под щитом!Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов.
Свое нутро.И если ты в эту проникнешь суть -Слово тебе сотворит добро.
— Для чего нужно разбираться в структуре слова?
Только ли для того, чтобы определить его смысл? (И для правописания.) — Сколько корневых групп в словах?Горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.
И. Живой, как жизнь. — М., 1966.
С. 181-182. Выступающий обращает внимание на то, что у нас в языке большое количество слов, первозданная образность которых, по словам К.
Чуковского, потухла. В книге «Живой, как жизнь» К.
Чуковский приводит такой пример.
Беседуют две женщины. Одна говорит; — Это прямо-таки ошеломило меня. Ведь я обожаю собак. Я прохожу мимо и думаю;
«До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!»
Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) — это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.
Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило ее, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а само слово осталось и не утратило своей выразительности.
Далее докладчик отмечает, что в процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов.
Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.
Двойкам нет
Словообразование.
Основа выражает лексическое значение слова, окончания — грамматическое. Основа — это часть слова без окончания.
Чтобы найти основу и окончание, нужно сопоставить между собой различные формы того же слова.
Неизменная часть слова будет основой, переменная — окончанием: холодный, холодного, земля, земли. Надо помнить, что отдельные звуки в основах слов могут чередоваться. Кроме корня, к основанию могут входить префиксы, суффиксы.
Корень — это общая часть родственных слов, выражающая их общее значение: водяной, подводный, водянистый. Чтобы определить корень, нужно сопоставить между собой различные родственные слова и выделить в них общую часть: связь, перевязанный, отвяжут, завязь. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов: мор-ск-ий, сад-ов-ник, степ-ов-ик, пис-а-нн-я, уч-и-тель.
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: наилучший, пре-красный, пра-дед, по-поцелуй, с-спрашивать.
Окончание — это значимая часть слова, которая образует новые формы слова и служит для связи слов в предложении. Окончание может быть полным (бил-а изб-а стоял-а) и нулевым (зелен дуб стоял). Обратите внимание! Окончание бывает только в переменных словах.
Не следует путать слова с нулевым окончанием со словами, которые не имеют окончаний: стол, свирелей — завтра, кино, зимой. Добавление комментария © 2013–2023 Образовательный школьный портал Копирование материалов разрешается только при указании активной ссылки на источник Adblock detector
Повторение. Состав слова и словообразование.
Орфография. — презентация
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. сети. Кнопочки находятся чуть ниже.
Спасибо. Кнопки: Назад Скачать презентацию Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Повторение.
Состав слова и словообразование. Орфография. Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
План урока Что изучается в разделе «Словообразование»?
Что изучается в разделе «Словообразование»?
Что такое морфемика? Что такое морфемика? Какие значимые части выделяют при морфемном разборе?
Какие значимые части выделяют при морфемном разборе? Повторение орфограмм. Повторение орфограмм. Распределите однокоренные слова и формы слова по столбикам таблицы Однокорен.слова Формы одних слов 1.
Смотрю- смотрит 2.иду-идем 1.
Смотрю- смотрит 2.иду-идем 3.живут- живой 4.книга-книгой 3.живут- живой 4.книга-книгой 5.приезд-отъезд 6.железо-железный 7.
новый- новое 8.кот-котенок 9.
город- городской Разберите по составу указанные слова: приморский лесок домовой поговорка приставка высоко Способы образования слов Приставочный Приставочный Суффиксальный Суффиксальный Приставочно- суффиксальный Приставочно- суффиксальный бессуффиксный бессуффиксный Сложение(слов, основ) Сложение(слов, основ) Слияние слов Слияние слов Переход из одной части речи в другую Переход из одной части речи в другую 1. Корень – сердце слова 2. Приставка – голова 3. Суффикс – руки 4. Окончание — одежда Образуйте слова: При- У- С- ехать Пере- В- -ик Парашют -ист -изм юный барабанчик детский барабанщик заботливый дворик уютный дворник врач зубастый щука зубной насыпь землистый цвет лица земляной Хозяйка зимнего леса, госпожа Вьюга, приглашает нас на вальс, и перед глазами проносятся люди, дома, машины, деревья.
На белом фоне отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые, улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.
От слов «волк», «орел» образуйте и запишите слова со значениями: 1) самка животного; 2) детёныш животного.
1. Выцвести, потерять окраску. 2. Слегка дотронуться до чего-нибудь. 3. Приобрести загар. 4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
5. Смуглый от загара. 6. Сгореть до конца, погаснуть. 7. Масло, добываемое из растений. 8. Догадка, предварительная мысль.
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью. Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.
Вставить пропущенные буквы Пр…интересный рассказ, пр…держиваться за край стола, пр…вокзальная гостиница, пр…ехать на автомобиле, неожиданная пр…града, пр…миленький ребенок, пр…поднять тяжелый шкаф, пр…мчаться сломя голову. Запомнить ! Нальчик– пр…красный город.
Город со сверх…нтересной историей.
Морфемика: состав слова, словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ
Цели: повторить сложные вопросы морфемики; углублять знания по темам «Состав слова» и «Словообразование»; разбирать задания теста ЕГЭ.
Ход урока I. Проверка домашнего задания Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий. II. Работа по группам Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису III. Повторение темы «Состав слова» (орфограммы в корнях слов) 1.
Слово учителя. На прошлом уроке мы разобрали ряд примеров из тестов ЕГЭ, которые касались связи морфемики и орфографии, а точнее, правописания приставок и суффиксов. Сегодня выполним задания, которые касаются орфограмм в корне слова.
2. Выполнение заданий й комментарии учителя.
Задания 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) опт.мизм, г.рящий, разв.вающийся (флаг); 2) г.ристый (холмистый), ч.стоплотный, интелл.ктуальный; 3) неприк.сновенный, исс.кать, препод.ватель; 4) посв.тить (фонарем), преод.левающий, водор.сли. 2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) м.лосердный, в.ртикальный, заг.реться; 2) акт.вировать, ч.столюбие, пол.мический; 3) прил.жение, бл.стательно, в.дитель; 4) р.хтущий, заж.гать, к.смический. Комментарии учителя Правильный ответ для обоих заданий — под цифрой 2.
С первого взгляда это простые задания, однако и они содержат подводные камни.
Надо помнить, что не проверяются ударением многие слова иностранного происхождения. В 3-ем задании — оптимизм не проверяется, а интеллектуальный — проверяется словом интеллект.
Во 4-м задании вертикальный не проверяется, активировать — проверяется (активный), полемический — тоже (полемика).
Не подлежат проверке ударением слова с чередующимися гласными в корне (горящий, неприкосновенный, водоросли — в 1-м задании, загореться, приложение, блистательно, растущий, зажигать — во 2-м). Не проверяются ударением и слова с чередующимися сочетаниями в корне (например, я-им: понять — понимать; я-ин: мять — сминать). Напомним корни с чередующимися гласными.
Корни -зар-/-зор и –гар-/-гор- легче запоминать по примерам с ударными гласными. Подбираем слово с ударной гласной в корне: зорька — значит, в безударном положении будет а (заря), исключение — зарница; загар — значит, в безударном положении будет о (гореть).
Безударные гласные в корнях -раст-/-ращ-/-рос- зависят от чередования корневых согласных: а пишется перед ст и щ, в остальных случаях — о. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. Здесь важно не пропустить корни, «спрятанные» в сложных словах: дикорастущий, водоросли, а также слова с ударными гласными в корне и производные от этих слов: роща, рост, подросток, подростковый.
В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос- гласный корня зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-. Этот суффикс «уподобляет» себе гласную корня.
То есть если после корня стоит суффикс -а-, то и в корне будет а. Например: положить — полагать, коснуться — касаться. От этого же суффикса зависят гласные в ряду корней с чередованием е-и.
Урок-семинар : Состав слова. Словообразование. Орфография.
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по указанной теме; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу (реферату); воспитывать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.
Подготовка к занятию. За неделю до проведения семинара учитель знакомит учащихся с тематикой докладов.
Темы докладов (рефератов): Морфемный состав слова.
Исторические изменения в составе слова. Основные способы словообразования.
Словообразовательные ряды. Правописание гласных и согласных в приставках. Учитель составляет список литературы к теме в целом.
Учащиеся делятся на подгруппы (по 4—5 человек).
Каждая подгруппа выбирает для подготовки одну из тем. Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую литературу, составить план.
Примерные планы рефератов Морфемный состав слова; Из каких значимых частей состоят слова.
Основа и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс и приставка. Значения суффиксов и приставок.
Исторические изменения в составе слова: Непродуктивные суффиксы и приставки. Слияние с корнем слова некоторых приставок и суффиксов. Есть ли корень в слове вынуть?
(Ф. Кривин «Карманная школа»). Основные способы словообразования. Словообразовательные ряды: Приставочный способ Суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ. Сложение. Переход слов из одной части речи в другую. Словообразовательные ряды. Правописание гласных и согласных в приставках: Неизменяющиеся гласные в приставках.
Правописание приставок при- ¾ пре-. Неизменяющиеся согласные в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).
Учащиеся пишут тексты будущих выступлений, подбирают примеры из упражнений учебника, «Дидактического материала.» Выступления учащихся на семинаре обязательно должны носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам. Для того чтобы обсуждение докладов на семинарском занятии сделать более активным, необходимо потребовать, чтобы учащиеся ознакомились с содержаниемтеоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в целом.
Учащиеся обмениваются докладами, готовят рецензии.
5.11. Морфемный состав слова и орфография
5.11.1. Правописание корней с чередующимися гласными 1.
В корне гар– / -гор– под ударением пишется а, без ударения о (угар, угореть). Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).2. В корне зар– / зор– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется а (зарево, зорька, зарница).
Исключение: зоревать.3. В корне кос– / -кас(н)– пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях пишется а ( касаться, касательная, коснуться).4. В корне клан– / -клон– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о ( клаґняться, поклон, наклониться).5.
В безударном корне -лаг– / -лож– перед г пишется а, перед ж пишется о (предлагать, предложить). Исключение: полог (семантически уже не связывается с корнем -лаг-, -лож-.6. Корень мак– пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость», (макать сухарь в чай); корень мок– пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (вымокнуть под дождем).
Правило распространяется и на производные слова (макание, промокательная бумага).7. В корне плав– гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть); корень плов– пишется в словах пловец и пловчиха; корень плыв– в слове плывуны.8.
Корень равн– пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (уравнение, сравнить); корень ровн– пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник, но равнина). Поэтому: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным).9. В корне раст– / -рос– пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о (расти, выросший, наращение).
Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
10. В безударном корне скак– / скоч– перед к пишется а, перед ч пишется о ( подскакать, подскочить). Исключения: скачок, скачу.11. В корне твар-/-твор– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о ( тварь, творчество, творить).
Исключение: утварь (семантически уже не связывается с корнем твар– / -твор-).12.
Чередование о / а в глаголах типа обусловливать – обуславливать носит не орфографический характер (т.к. гласный звук находится под ударением и затруднений на письме не вызывает), а грамматико-стилистический (формы с о присущи, как правило, книжному стилю речи, формы с а – разговорному).13.
В корнях бер– / бир-, дер– / дир-, мер– / мир-, пер– / пир-, тер– / тир– пишется и, если дальше следует суффикс -а– (собирать, стирать), в остальных случаях пишется е ( беру, умереть).14. В корнях блест– / блист-, жег– / жиг-, стел– / стил-, чет– / чит– пишется и, если дальше следует суффикс -а– (блистать, читать), в остальных случаях пишется е (блестеть, вычет). Исключения: сочетать, сочетание, чета.15.
В корнях с чередованием а(я)– / им-, -а(я)– / -ин– пишется им и ин, если дальше следует суффикс -а– (пожимать, начинать).