Примерные вопросы налоговой экспертизы
Оглавление:
- Налоговая экспертиза
- Налоги и Право
- Налоговая экспертиза: понятие и круг вопросов
- Примерный перечень вопросов, решаемых бухгалтерской экспертизой
- Налоговая экспертиза — вопросы
- Ваше право
- Экспертиза по налогам
- Налоговая экспертиза
- Независимая экспертиза
- Примерные вопросы налоговой экспертизы
- Налоговая экспертиза
- Судебная налоговая экспертиза. Правовые и методологические аспекты
Налоговая экспертиза
Поэтому она не может подменять экспертизу, которую должны были назначить налоговики (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.02 по делу № А56-2272/01). А бывает и так, что налоговики при проведении налоговой проверки не назначают свою экспертизу, а используют экспертные заключения, полученные следственными органами в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении проверяемого. При этом налоговики в актах налоговых проверок и решениях, принимаемых на их основании, ссылаются на результаты таких экспертиз. Однако и в этом случае, если дело дойдет до суда, судьи вряд ли примут такие аргументы в качестве доказательства вины налогоплательщика.
Здесь суды вполне логично указывают, что результаты оперативно-розыскных и следственных мероприятий, в том числе результаты проведенных экспертиз, подлежат оценке исключительно в рамках уголовного дела (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.10.02 по делу № КА-А40/7098-02).
Поэтому акт экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, нельзя приобщать к материалам налоговой проверки. Следовательно, результаты таких экспертиз не могут учитываться при оценке действий налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.10.02 по делу № КА-А40/7234-02).
Но допустим, налоговики все же решили назначить в отношении налогоплательщика свою собственную экспертизу. В таком случае налогоплательщику надо внимательно следить за соблюдением инспектором всех формальностей.
Ведь экспертиза, проведенная с нарушением прав налогоплательщика, является недействительной. А ее результаты уже не могут быть доказательством в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.03 по делу № А56-19497/02).
Правильная экспертиза должна быть назначена постановлением должностного лица налогового органа. Причем в этом постановлении уже должны содержаться вопросы к эксперту.
Далее с постановлением о назначении экспертизы положено ознакомить налогоплательщика.
При этом ему надо разъяснить все его права, связанные с проведением экспертизы (на отстранение эксперта, на представление своих вопросов и т. д.). Факт совершения налоговиками всех этих действий должен оформляться специальным протоколом, подписываемым налогоплательщиком (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.02 по делу № А56-11159/02).
Заключение эксперта также в обязательном порядке предъявляется налогоплательщику для ознакомления, одновременно ему разъясняются права: давать свои пояснения, ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы либо о постановке дополнительных вопросов перед экспертом. Эти действия также оформляются протоколом. Если же инспекция, к примеру, ознакомила налогоплательщика лишь с результатами экспертизы, причем сделала это не протоколом, а отметкой в акте проверки, да еще неправильно разъяснила права, то заключение эксперта не может быть доказательством в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.02 по делу № А56-11159/02).
Налоги и Право
Он обязан дать письменное заключение от своего имени (, ). Рассмотрим подробнее этапы проведения экспертизы на практике.
1 Вынесение постановления о назначении экспертизы.
Тот факт, что экспертиза проведена при отсутствии постановления, может привести к тому, что заключение эксперта будет признано недопустимым доказательством в суде (см., например, , которое было оставлено в силе ). Однако в случае, если постановление о назначении экспертизы подписано неуполномоченным лицом (то есть иным сотрудником налогового органа, кроме проводящего проверку), оспорить допустимость результатов проведенной экспертизы вряд ли удастся (). 2 Ознакомление налогоплательщика с постановлением об экспертизе, о чем составляется протокол.
На данном этапе налогоплательщику предоставляется возможность воспользоваться своими правами, в частности, заявить отвод эксперту, предложить свою кандидатуру эксперта или поставить на разрешение экспертизы дополнительные вопросы ().
3 Передача материалов дела эксперту. 4 Проведение экспертизы. При этом налогоплательщик с разрешения должностного лица налогового органа вправе присутствовать при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту (). 5 Вынесение заключения эксперта в письменной форме.
Важным моментом при проведении экспертизы является полноценная реализация налогоплательщиком своих прав, предусмотренных .
Для налогоплательщика несогласного с результатами экспертизы или порядком ее назначения и проведения, важно использовать грамотный тактический подход для защиты своих интересов.
Здесь крайне значимой является деятельность профессиональных и опытных консультантов, которые могут четко и «на результат» подготовить объяснения и возражения налогоплательщика по заключению эксперта, дополнительные вопросы, а также своевременно заявить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
В рамках проведения экспертизы необходимо понимать реальные суть и задачи экспертного процесса. Так, , посвященная экспертизе, определяет ее как самостоятельное контрольное мероприятие, проводимое не только в рамках выездной налоговой проверки, но также в рамках камеральной налоговой проверки. Однако нужно осознавать различие «в силе» экспертного заключения как доказательства.
Если заключение эксперта, полученное в рамках судебного процесса, является самостоятельным доказательством (), то про экспертное заключение, вынесенное в ходе «налоговой» экспертизы, это можно сказать не всегда.
Итак, экспертиза в ходе налоговой проверки проведена, но ее результаты не устраивают налогоплательщика. Предлагаем некоторые способы опровержения неблагоприятных выводов эксперта: 1 Дополнительная или повторная экспертиза ().
Налогоплательщик может воспользоваться
Налоговая экспертиза: понятие и круг вопросов
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Экспертиза в рамках налоговой проверки — мероприятие налогового контроля, назначаемое на основании постановления должностного лица, осуществляющего проверку, в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Федеральная налоговая служба РФ на основании судебной практики сформировала круг вопросов, экспертиза по которым не может быть назначена.
Так, ФНС РФ в письме от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837@ «» (далее — Письмо о рекомендациях) разъясняет, что не допускается назначение экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, вопросам права, а также по другим вопросам, познаниями по которым, либо полномочиями по разрешению которых должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа (юристы и др.).Кроме того, ФНС РФ в указанном письме обращает внимание, что при назначении экспертизы предпочтение должно отдаваться тем ее видам и вопросам, которые дают основания налоговому органу полагать, что результаты экспертизы позволят установить нарушения законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах.
Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт. Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней Наиболее приоритетное значение имеют следующие виды экспертиз:а) идентификационная экспертиза по установлению принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров;б) экспертиза по определению стоимости товара;в) экспертиза по оценке стоимости недвижимого имущества, основных фондов, нематериальных активов, сметной стоимости строительства;г) экспертиза по определению объема выполненных работ (услуг), количества произведенной продукции (добычи полезных ископаемых), товаров;д) экспертиза информации на машинных носителях;ж) криминалистическая экспертиза (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая). Порядок назначения экспертизыЭкспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку.
Таким образом, экспертиза должна быть назначена в период проведения налоговой проверки.
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
Должностное лицо должно ознакомить проверяемого с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему право: 1) заявить отвод эксперту;2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;5) знакомиться с заключением эксперта.Эксперт также обладает определенными правами. В частности, эксперт имеет право:1) знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы;2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов;3) при установлении при производстве экспертизы имеющих значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение;4) отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки при отсутствии указанных обстоятельств влечет налоговую ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 129 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 500 рублей.Материалы для проведения экспертизы предоставляются в распоряжение эксперта должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку.
Если предоставленных материалов недостаточно для проведения экспертизы по поставленным вопросам в полном объеме, то эксперт имеет право ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов.
Заключение экспертаЭкспертиза завершается составлением заключения.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.Если заключение неполное или недостаточно ясное, то может быть назначена дополнительная экспертиза. Дополнительная экспертиза может быть поручена тому же или другому эксперту.Наличие сомнение в правильности или обоснованности заключения эксперта являются основанием для проведения повторной экспертизы. В отличие от дополнительной экспертизы, проведение повторной экспертизы может быть поручено только другому эксперту.
В силу пункта 2 статьи 129 НК РФ, дача экспертом заведомого ложного заключения влечет налоговую ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей. Екатерина Скорнякова, юрист Группы правовыхкомпаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Дата редакции: 25.07.2014
Порядок назначения и проведения экспертизы при проведении выездной налоговой проверки
Дата публикации: 03.10.2013 09:00 (архив) В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля (п.1 ст.95 НК РФ).
Привлечение эксперта при проведении налоговых проверок является правом налогового органа, а не обязанностью.Подпунктом 3 п.9 ст.89 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для проведения экспертиз.Привлечение для дачи заключения вместо эксперта специалиста недопустимо. Такое заключение будет приравнено к показаниям свидетеля или вовсе признано недопустимым доказательством (п. 4 ст. 101 НК РФ). Специалист не проводит исследований, не дает заключений, а только содействует проведению налогового контроля.
Его мнение не имеет такого доказательственного значения, как заключение эксперта.Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку.
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол.Проверяемое лицо при назначении и производстве экспертизы имеет право:
- заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта.
Порядок проведения экспертиз и оформления экспертных заключений регламентированы Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Нормами названного Федерального закона также регулируется экспертная деятельность лиц, осуществляющих деятельность вне государственных судебно-экспертных учреждений. В соответствии со статьей 25 вышеуказанного Федерального закона, итогом работы эксперта является письменное заключение, которое составляется на основании результатов проведенных исследований, проведенных экспертом или комиссией экспертов.Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
В заключении излагаются проведенные им исследования, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения, поручается тому же или другому эксперту.Повторная экспертиза может быть назначена в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.
Поделиться:
Примерный перечень вопросов, решаемых бухгалтерской экспертизой
Правильно ли оформлена такая-то операция с материальными ценностями (денежными средствами), и если нет, в чем это выражается, каким требованиям какого нормативного акта по бухгалтерскому учету не соответствует данное оформление? Примеры: а) нашла ли отражение в бухучете такая-то хозяйственная операция осуществленная в такое-то время? б) не нарушены ли какие-либо требования правил учета и контроля в связи с такими-то операциями, и если да, требования каких правил и каким образом нарушены?
в) не нарушены ли правила бухучета при оформлении первичных и сводных документов по таким-то, хозяйственным операциям в таком-то периоде, и если да, какие правила и каким образом нарушены? г) правильно ли начислялась зарплата рабочим и служащим данной организации за такой-то период времени (или начислена по данной платежной ведомости), и если нет, в чем выразились отступления от установленного порядка ее начисления; правильно ли использованы расценки при начислении зарплаты, не завышены ли они? д) полностью ли оприходованы такие-то материальные ценности, судя по первичным документам бухучета?
е) обоснована ли документально такая-то бухгалтерская, операция; является она товарной или бестоварной? к) Правильно- ли списаны такие-то материальные ценности в связи с данной деятельностью (на производство, порчу и т.
д.)? з) допущены ли какие-либо искажения (завышение или занижение) произведенных расходов (затрат), и если да, какие именно, с какими хозяйственными операциями они связаны и к каким периодам относятся? и) имело ли место в таком-то периоде завышение объемов списанных материалов, с учетом заключения технологической экспертизы, и если да, в каких количестве и сумме выразилось излишнее списание?
к) могло ли быть у сдатчика тары то ее количество, которое обозначено в приемных квитанциях?; л) правильно ли отражено в учетных документах поступление денег, внесенных в порядке расчетов на товары, полученные в кредит? м) имеются ли приписки в объемах таких-то работ, указанных в нарядах на начисление зарплаты?; н) правильно ли при оформлении данной бухгалтерской операции применена норма естественной убыли, не завышена или не занижена ли она; не применяли ли ее исходя из завышенного оборота товарной массы; не применялась ли она по транзитным операциям или на товары, принимаемые — отпускаемые без проверки веса либо по весу, указанному на таре?; о) учитывались ли при выполнении данной бухгалтерской операции акты о недостача (порче) материальных ценностей? п) чем можно объяснить расхождения в различных документах бухгалтерского учета, отражающих такую-то хозяйственную операцию?
р) согласуются ли между собой (соответствуют ли друг другу) данные счетов бухучета и первичных документов, и если нет, какие имеются расхождения, к каким хозяйственным операциям, и периодам времени они относятся? т) соблюдалась ли бухгалтерией корреспонденция
Налоговая экспертиза — вопросы
Налоговая экспертиза включает в себя следующие стадии: организационную, исследовательскую, обобщенческую и получение результатов экспертизы.
Документальные приемы состоят из информационного моделирования, сравнительно-правового анализа, заключения экспертиз различных видов, взаимного контроля, встречной проверки, проверки документов по содержанию, форме и логике. В расчетно-аналитические приемы входит восстановление учета материальных ценностей, статистические и аналитические расчеты, а также экономический анализ. Обобщение полученных результатов состоит из разработки предложений по предупреждению правонарушений, которые установила экспертиза, составления заключения и систематизации результатов.
Под реализацией результатов имеется в виду письменное предложение налоговому органу по предупреждению в дальнейшем правонарушений. Когда проводится налоговая экспертиза, экспертом используются как общие, так и специальные приемы документальной проверки. Общие приемы состоят из формальной, арифметической и встречной проверок, взаимного контроля, сравнительного анализа, информационного моделирования, изучения заключений экспертов разных областей.
При помощи формальной проверки экспертом устанавливается наличие и корректность заполнения нужных реквизитов (порядковой нумерации, регистрационного номера и прочих данных, без которых затруднительно составить бестоварные и безденежные документы). Основой для арифметической проверки выступает применение арифметических действий. С помощью этого приема возможно выявление подлога по завышению сумм в ведомостях и первичных документах (нарядах, накладных и т.д.).
Встречная проверка документов позволяет сопоставить отдельные экземпляры одного документа, находящиеся в разных фирмах, а также документы, которые связывает между собой одна и та же операция. Метод взаимного контроля, который также может включать в себя налоговая экспертиза, дает возможность сравнить различные документы и данные налогового, бухгалтерского и статистического учетов, в которых имеется прямое или косвенное отражение хозяйственной операции.
Ваше право
Независимая судебная налоговая экспертиза позволяет правильно и достаточно грамотно выстроить линию активной защиты Ваших законных интересов. www.goexpert.ru Налоговая экспертиза – это профессиональная оценка действий налоговых служб, налогового учета, рисков инвестиций и планируемых сделок, а также выработка стратегии поведения налогоплательщика при проведении проверок уполномоченными службами.
В центре налоговых экспертиз и аудита «ТЕХЭКО» вы можете заказать проведение независимой оценки любых вопросов, связанных с налогообложением. Наши специалисты имеют глубокие знания как бухгалтерского учета, так и налогового законодательства и готовы представлять ваши интересы в суде.
В нашем центре вы можете заказать подготовку возражений и ходатайств, связанных с действиями налоговых служб. Внимание! Закажите налоговую экспертизу до проверки уполномоченных служб во избежание штрафов и дополнительных платежей.
Стоимость экспертизы в центре «ТЕХЭКО» составляет от 90 тыс. рублей, срок проведения – от 20 дней, в зависимости от сложности и масштабности задач.
Мы придерживаемся строгих юридических принципов и гарантируем беспристрастность, оперативность и конфиденциальность экспертизы. Эксперты несут личную ответственность за истинность установленного заключения. Свяжитесь с нами и получите профессиональную консультацию от специалистов центра.
Стоимость и сроки проведения экспертизы устанавливаются после анализа всех задач. Налоговая экспертиза – гарантия ваших прав и защита ваших средств. expert-center.ru Александр Сотов, партнер коллегии адвокатов «ФБК-Право», канд.
Экспертиза по налогам
Добрый день! В соотвествии с ОБЗОРОМ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗДЕЛА V 1 И СТАТЬИ 269 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Верховного Суда Российской Федерации от «16» февраля 2017 года: Как показало изучение судебной практики, суды по-разному подходят к разрешению вопроса о необходимости назначения экспертизы при разрешении споров, связанных с оспариванием цен, применяемых при налогообложении, сталкиваясь с трудностями при оценке целесообразности проведения экспертизы, определении круга вопросов, которые должны быть поставлены перед экспертом.
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
Поскольку заключение эксперта является одним из доказательств по делу, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, назначение экспертизы не должно быть направлено на восполнение недостатков проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверки, например в связи с недопустимостью и (или) недостоверностью заключения эксперта, полученного налоговым органом в порядке статьи 95 НК РФ, как доказательства. В частности, в том случае, когда на разрешение эксперта налоговым органом в ходе проведения проверки ставился вопрос об определении рыночной стоимости предмета контролируемой сделки, заключение эксперта может быть признано недопустимым доказательством на основании статей 4 и 9 Закона об оценочной деятельности, если оно подготовлено лицом, которое не отвечало требованиям, предъявляемым к субъектам профессиональной оценочной деятельности (не являлось членом саморегулируемой организации оценщиков и не застраховало свою ответственность). О недостоверности заключения эксперта по вопросу об определении рыночной стоимости, например, может свидетельствовать использование экспертом сведений об объектах-аналогах, очевидно не отвечавших критериям идентичности (однородности) и сопоставимости условий 17 реализации.
В то же время назначение судебной экспертизы может быть обусловлено необходимостью устранения сомнений в достоверности представленных налогоплательщиком и налоговым органом доказательств при наличии противоречий между ними, когда эти сомнения (противоречия) не могут быть устранены судом самостоятельно. В тех случаях, когда между налогоплательщиком и налоговым органом имеются неустранимые разногласия о правильности применения методов определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки), установленных главой 143 Кодекса, на разрешение эксперта судом могут быть поставлены вопросы, выяснение которых требует наличия специальных экономических познаний, например касающиеся верности определения отдельных показателей, используемых при применении этих методов, в частности указанных в статье 1058 НК РФ финансовых показателей и интервалов рентабельности (судебно-экономическая экспертиза).
Кроме того, в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями в области экономики и финансов, по указанным вопросам арбитражный суд в соответствии со статьями 551 , 871 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также может привлекать специалиста.
При этом необходимо иметь в виду, что заключение эксперта, консультация специалиста, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
Оценка судом заключения, консультации должна быть полно отражена в решении. , обращайтесь.
Налоговая экспертиза
Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования.
Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:
- Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
- Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
- Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
- Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
- Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
- При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.
Процедура назначения и производства налоговой экспертизы описывается в статье 95 Налогового кодекса Российской Федерации.
Та же статья предусматривает заключение договора на проведение налоговой экспертизы в качестве основного условия, необходимого для подключения эксперта к участию в выездной проверке налоговой сферы предприятия (организации). Эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы, что зафиксировано в статье 129 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная ответственность специалиста наступает только в случае, если он уклоняется от выполнения своих обязанностей после того, как договор был заключен и данный специалист назначен в качестве эксперта.
Та же статья Налогового кодекса регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений. За данное правонарушение назначается штраф. Уголовный кодекс также предполагает ответственность эксперта за предоставление ложных данных.
Специалист, осуществляющий производство налоговой экспертизы, несет ответственность за сообщение ложных или недостоверных сведений при формировании экспертного заключения или при выступлении в суде с целью разъяснения сделанных выводов.
Степень наказания, предполагаемого за подобные деяния, обозначена в статье № 307 Уголовного кодекса Российской федерации. Следует отметить, что ошибки, допущенные экспертом вследствие некомпетентности или недостаточной осведомленности, не рассматриваются в качестве факта представления ложных сведений. Вопросы, ответы на которые дает специалист в области производства налоговой экспертизы Ответы на перечисленные вопросы составляют существенный объем информации, представляемой специалистом в своем экспертном заключении.
Постановка данных вопросов основана на обстоятельствах проведения исследования и его целях, вследствие чего задает эксперту некий вектор направления усилий и область, в которой следует проводить анализ.
Ответы на вопросы в обязательном порядке включаются в экспертное заключение. Список вопросов составляется индивидуально для каждого конкретного случая проведения налоговой экспертизы.
Независимая экспертиза
И если по объективным причинам налогоплательщик не согласен с её результатами, он вправе обжаловать данное решение как в досудебном порядке, так и в ходе судебного разбирательства. Если же налогоплательщик решился отстаивать свою правоту в суде, то арбитражно-процессуальное законодательство допускает достаточно широкий перечень способов предоставления доказательств. В частности, статьёй 64 АПК России в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов.
А согласно пункту 2 данной статьи экспертиза, назначаемая судом, является самостоятельным видом доказательств. Также статьёй 82 АПК России лицам, участвующим в деле предоставлено право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов, поставленных перед экспертом, давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы. Таким образом, если в случае проведения мероприятий налогового контроля возникли документы (накладные, счета, счёт-фактуры, платёжные документы) по формальным признакам соответствующие порядку их оформления и используемые налоговым органом для принятия решения о привлечении к ответственности, но в действительности обладают признаками недостоверности (подпись, оттиск печати, иные данные), то в таком случае решение данного конфликта интересов возможно только через проведение экспертизы.
Причём, если рассматривать данную ситуацию как наиболее часто повторяющуюся в качестве предмета спора с налоговым органом, то правильным действием налогоплательщика по защите своих интересов является заявление ходатайства о назначении комплексной судебной почерковедческо-бухгалтерской (трасологическо-бухгалтерской) экспертизы, в результате которой, к примеру, эксперт-почерковед делает вывод о несоответствии подписей в накладной (счёт-фактуре) подписям уполномоченных на эти действия должностных лиц, что свидетельствует об отсутствии данной сделки как таковой.
А эксперт-экономист, в свою очередь, на этом основании сможет сделать вывод об отсутствии объекта обложения налогом, и, как следствие, обоснованности позиции налогоплательщика.
Аналогичным образом возможно осуществлять и доказывание позиции налогового органа, на что, в первую очередь, и был ориентирован законодательный орган, разрабатывая статью 95 НК России. Кстати, впервые судебно-налоговая экспертиза была проведена по инициативе Департамента налоговой полиции Российской Федерации при расследовании уголовного дела в отношении С. Мавроди с привлечением специалистов по налоговому законодательству из Минфина России, Госналогслужбы России, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
На основе имеющейся информации,
Примерные вопросы налоговой экспертизы
д. Предмет и задачи судебно-налоговой экспертизы Предмет экспертизы и экспертные задачи, как и объекты экспертизы, методы и методики экспертизы — это тесно связанные ключевые категории общей теории судебной экспертизы.
Предмет судебной экспертизы — это фактические данные, которые исследуются и устанавливаются при расследовании уголовного или гражданского дела на основе специальных знаний. Если следовать такой трактовке, то получается, что предмет судебной экспертизы — это разрешение экспертных задач, целью которых является установление фактических данных на основе исследования объектов — материальных носителей информации о факте или событии, с помощью специальных методов и методик. Экспертная задача — это такая экспертная деятельность, которая направлена на преобразование потенциальной доказательственной информации.
При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока».
Очевидно, что для ответа на вопросы судебной налоговой экспертизы необходимо исследовать не налоговые декларации, а в первую очередь договоры с актами, книги покупок и книги продаж, журнал регистрации счетов-фактур и счета-фактуры, а также учетные регистры по счетам бухгалтерского учета N 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и др. В то же время для ответа на поставленный перед экспертом вопрос необходимо проведение всестороннего комплексного исследования. Как отмечает А.Н. Инфо В МЦСЭ можно заказать экономические исследования, отвечающие на все вопросы, связанные с налоговым правом и обязательствами для юридических лиц.
Цены на проведение судебно-налоговой экспертизы таковы: Услуги Цена Бухгалтерская экспертиза от 10000 руб. Аудит от 10000 руб. Налоговая экспертиза от 17000 руб. Финансово-экономическая экспертиза от 15000 руб.
Финансово-кредитная экспертиза от 17000 руб. Участие в суде эксперта, специалиста 10000/7000 руб.
Выполнение рецензии от 15000 руб. Выезд эксперта в приделах КАД 1000 руб.
Выезд эксперта за приделы КАД (отчет производится от адреса организации до конечной точки в две стороны) 50 руб. Федерального закона от 31.05.01 № 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
, также могут проводиться экспертные исследования. Поскольку ни одно доказательство в уголовном процессе не может иметь заранее установленной силы, заключение частного эксперта будет иметь не меньший вес, чем мнение ведомственных специалистов.
Если следователь отказывает в проведении дополнительной или повторной экспертизы, его действия могут быть обжалованы в порядке ст. 123 УПК РФ руководителю следственного подразделения или прокурору. Впрочем, эффективность такого обжалования, как правило, не особенно велика.
В ситуации, когда жалобы оказываются безрезультатными, защитнику остается воспользоваться правом, предусмотренным п. 4 ст. НДС в книге покупок не соответствует данным из налоговой декларации по НДС, без объяснений следователя либо подозреваемого (обвиняемого), обоснованность его заключения также можно поставить под сомнение;
Налоговая экспертиза
Ходатайство о назначении экспертизы обязательно должно быть оформлено надлежащим образом и подписано уполномоченным лицом, исполняющим данные функции. Обязательной будет являться и регистрация данного документа.
Определение или постановление о назначении экспертизы является основным и главным документом, включающим в себя правовые основания и требования, с учетом которых, в дальнейшем проводится налоговая экспертиза.
Оформление данного документа обязательно должно соответствовать всем установленным нормам и стандартам, иначе его оспаривание или обжалование могут стать положительными.
Электронная форма не допустима.
Постановление о назначении экспертизы должно содержать следующие сведения:
- данные о физическом, либо юридическом лице, в отношении которого проводится экспертиза, его ФИО, адрес проживания, либо регистрации, контакты, уведомление и т.д.;
- сведения о специалисте, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения – его ФИО, должность, место работы, регистрация, особенности и иные данные;
- основания и условия, на которых проводится налоговая экспертиза, а также установленные требования, цель, задача, функции, средства и иные особенности, которые может содержать данная процедура;
- установленные сроки, во время которых процедура должна быть проведена в полном объеме. Данные сроки, как и иные условия, требования и особенности, устанавливаются лицом, подписавшим постановление, протокол или определение о назначении экспертизы.
Определение или постановление может содержать и иные данные, если они имеют прямое отношение к процедуре и содержат в себе важные условия, например, возможность обжаловать данный документ. Эксперт или орган, обеспечивающий сопровождение, освидетельствование и являющийся полноценным участником налоговой экспертизы, которая проводится в отношении того или иного налогоплательщика, подавшего заявление, обладает своими определенными правами и обязанностями.
Понятие «права эксперта» включает в себя следующие полномочия:
- ознакомление с необходимыми документами, которые содержат важные данные о работе и налогообложении юридического лица, их утверждение и регистрация, отправка в соответствующий орган, а также проведение экспертизы в отношении иной информации, которая касается норм и действующих правил налогового законодательства РФ;
- освидетельствование и заключение экспертизы, регистрация, уведомление заинтересованных лиц, дача экспертного мнения, в котором указываются результаты экспертизы и использованные средства, указание всех полученных в ходе данной процедуры сведений. Результаты экспертизы должны быть описаны подробно, с указанием всех найденных правонарушений и иных нюансов;
- выполнение всех необходимых действий для того, чтобы исследовать объект экспертизы, составить протокол, фиксировать его особенности, использовать определенные средства и иные нюансы, если данные действия являются правомерными и не запрещаются действующими законами;
Судебная налоговая экспертиза. Правовые и методологические аспекты
4 4 Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в следственной и судебной практике по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов все большее значение получает судебная экспертиза.
Однако наиболее часто по делам связанным с уклонением от уплаты налогов назначаются судебная бухгалтерская экспертиза, а если экспертиза по вопросам правильности исчисления налогов назначается в экспертные учреждения Минюста РФ, то проводится судебная финансовоэкономическая экспертиза.
Судебная налоговая экспертиза назначается редко, поскольку отсутствуют хорошо проработанные теоретические и методические рекомендации по организации и проведению этой экспертизы, что препятствует активному её внедрению в следственную (судебную) и экспертную деятельность. На практике часто возникают проблемы с назначением экспертизы по вопросам правильности исчисления налогов и (или) сборов. Проведённое нами исследование показало, что у 36% следователей при назначении судебной налоговой экспертизы возникают сложности с определением задач и формулировкой вопросов, у 21% следователей возникают сложности при определении рода назначаемой экономической экспертизы по вопросам налогов, так как до сих пор отсутствует единый подход в том, какого рода экономическую экспертизу следует назначать по вопросам правильности исчисления налогов подлежащих уплате в бюджет.
Практика показывает, что следователи и суды по вопросам налогообложения назначают экспертизы самых разных родов (судебные бухгалтерские, судебные финансовоэкономические, судебные налогово-бухгалтерские и судебные налоговые экспертизы).
При изучении 223-х уголовных дел связанных с налоговыми преступлениями нами было выявлено, что по 7% уголовных дел назначались судебные налогово-бухгалтерские экспертизы. При этом необходимо отметить, что «налогово-бухгалтерская экспертиза» противоречит концептуальным положениям классификации судебных экспертиз.
По 41%5 5 изученных уголовных дел назначались судебные бухгалтерские экспертизы, по 32% уголовных дел назначались судебные финансово-экономические экспертизы, по 20% дел судебные налоговые экспертизы назначались в экспертные учреждения МВД РФ и в негосударственные экспертные учреждения г.
Москвы. Необходимо отметить, что в негосударственных экспертных учреждениях также нет единого подхода в рамках какого рода экономической экспертизы следует решать вопросы налогообложения. Исследование показало, что только в 4-х экспертных учреждениях из 19-ти изученных вопросы налогообложения решаются в рамках судебной налоговой экспертизы, в других негосударственных экспертных учреждениях вопросы налогов решаются в рамках уже упомянутых судебной бухгалтерской и судебной финансово-экономической экспертизы.
Можно сделать вывод, что в экспертных учреждениях нет однозначного подхода к тому, к какому роду судебной экономической экспертизы относится решение вопросов налогов и налогового законодательства.