Европейский союз и россия в конце xx начале xxi вв
Оглавление:
- Сотрудничество России и Евросоюза (стр. 1 из 6)
- § 19 – 20. Мир на рубеже XX – XXI вв
- Международные отношения в конце XX — начале XXI в.в. План 1.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в Европе. 2. Поиск решения проблем глобальной безопасности. — презентация
- Реферат: Сотрудничество России и Евросоюза
- Американо-российские отношения в конце XX-XXI вв.
- Евросоюз и Россия
- Европейский регионализм конца xx – начала xxi веков
- § 19–20. Мир на рубеже XX–XXI вв.
- Заключение — Европейский Союз в XXI веке: время испытаний
- Трансатлантические отношения ЕС Латинская Америка в конце XX начале XXI вв.
Сотрудничество России и Евросоюза (стр. 1 из 6)
Содержание Введение 1.Россия на рубеже XX-XXI вв. 2.Новый Союз на европейском континенте XX века (Европейский Cоюз) 3.Взаимоотношения Европейского Союза и Российской Федерации 3.1 Пути интеграции России в ЕС 3.2 Сотрудничество России с расширяющимся Европейским Союзом Заключение Использованная литература россия европейский союз политика Введение Мы живём на перепутье XXи XXIвеков.
Актуальными на данном этапе являются дискуссии о наступающей глобализации, об интегрировании одних объединений в другие, о повышении благосостояния и конкурентоспособности государств. Поэтому в данной работе рассмотрены такие вопросы как проблемы развития России на рубеже XX-XXIвеков; изучение нашего крупного и высокоразвитого соседа Евросоюза, рассмотрение его основных функций и приоритетов на настоящий момент и возможности появления новых приоритетов его политики; попытки РФ найти выход из сложившихся политических и экономических проблем путём интегрирования и сотрудничества с Евросоюзом через вступление в различные международные европейские организации и принятия, подписания документов о сотрудничестве; возможности дальнейшего сотрудничества России и ЕС в момент его расширения.
В первой главе освещаются проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. Для этого изучались экономические взаимоотношения России с её соседом Европой, выделялись основные проблемы и выявлялись пути преодоления экономической отсталости по примеру европейских стран. Вторая глава посвящена Европейскому Союзу, его образованию, структуре, целям и императивам, его организациям и основным целям дальнейшего развития ЕС.
Третья глава включает огромный раздел, посвящённый расширению Россией своей деятельности на европейском континенте и основным этапам и направлениям сотрудничества России и ЕС.
Сюда входят анализы основных встреч, саммитов, документов принятых обеими сторонами.
Выводиться смысл и перспективы документов, основные направления сотрудничества и их реализация, а также прогнозы результатов, которые ожидают обе стороны от сотрудничества.
Также в этой главе уделено особое внимание отношению России к расширению Евросоюза, попытке ответить на вопрос: движется ли ЕС к нам, или мы более заинтересованы в этом?
И, наконец, определению основных направлений сотрудничества на ближайшее будущее в начале XXIвека.
Для написания работы использовались основные документы по сотрудничеству между ЕС и Россией за последние несколько лет, материалы саммитов и основных встреч глав государств РФ и ЕС, статья журнала ЕС и других, материалы научной конференции и основные интернет страницы ЕС и МИД (Министерства Иностранных Дел) Российской Федерации и др.(подробнее см. стр. 29-30). 1.Россия на рубеже XX-XXI вв. Как евразийское государство, Россия заинтересована в активном партнерстве, как на западном, так и восточном векторе своей внешней политики.
И все же поражает та настойчивость, с которой на протяжении веков Россия пыталась определиться именно с западным цивилизационным выбором, и тот, мягко говоря, холодный душ, который она встречала в ответ.
§ 19 – 20. Мир на рубеже XX – XXI вв
История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровниВолобуев Олег Владимирович НТР эпохи постиндустриальной цивилизации: достижения и проблемы. Политика неоконсервативных правительств в 1980-е – начале 1990-х гг.
была достаточно успешна: западноевропейским странам и США удалось вступить на путь формирования нового общества, которое учёные называют постиндустриальным. Главными направлениями НТР эпохи постиндустриальной цивилизации стали: микроэлектроника, информационные и биотехнологии.
Если в прежние эпохи любые технические усовершенствования являлись своеобразным продолжением рук человека, то с изобретением компьютера и созданием Интернета расширились возможности его интеллектуальной деятельности.В конце XX в.
открытия и усовершенствования в сфере информационных технологий приобрели лавинообразный характер. Стремительное удешевление компьютерного оборудования и доступность программного обеспечения сделали возможным выпуск «ноутбуков для бедных» – компьютеров по цене от 100 долл. США. В результате они стали доступны для бедного населения стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Развитие социальных сетей, разработка новых игр и игровых приставок в определённой степени решили проблему одиночества, отчуждённости людей в мегаполисах, обеспечили доступ к информационным ресурсам для пользователей, находящихся в самых отдалённых уголках планеты.Биотехнологии постиндустриальной эпохи позволили найти новый подход к решению сырьевых и экологических проблем.
Стало возможным комплексное использование природного сырья, замена его синтетическим (пластмассы и синтетические смолы, композиты, керамика и т.
п.), использование безотходных и малоотходных технологий, сокращающих вредные промышленные выбросы.
Во многих странах началась реализация программ по очистке водной и воздушной среды, восстановлению природного ландшафта, пострадавшего в период индустриализации. С помощью биотехнологий создаются новые лекарства, способные победить болезни или предотвратить их нежелательное течение.
Расшифровка генома человека позволяет медикам уверенно справляться с ранее неразрешимыми проблемами. Генетические исследования дали возможность выводить растения и животных с заранее рассчитанными свойствами. Возросла продуктивность сельского хозяйства.
Приобретя невиданные ранее темпы развития, научно-техническая революция конца XX – начала XXI в.
породила и новые проблемы. Падает престиж специальностей, связанных с материальным производством (особенно это характерно для аграрной сферы).
Компьютерные технологии привели к появлению нового типа преступности в банковской и информационной сферах. Успехи в медицине не предотвратили распространение болезней, особенно такой страшной, как СПИД.Наконец, несмотря на развитие экономической науки, ежегодно поощряемой Нобелевской премией за новейшие разработки в этой сфере, учёные и специалисты оказались не способны предсказать и предотвратить экономические кризисы, которые продолжают сотрясать даже благополучные страны.Тенденции экономического и социально-политического развития.
Сотрудничество Российской Федерации и Евросоюза в сфере энергетики в конце ХХ начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»
МАТВЕЕВ Илья Николаевич — эксперт по вопросам внешнеэкономической деятельности СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОСОЮЗА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI вв.
COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EU IN THE ENERGY SECTOR AT THE END OF THE 20th — THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY Энергетический фактор играет исключительную роль в развитии долгосрочного сотрудничества России и ЕС.
Развитие модели взаимодействия и координации технических норм и стандартов в энергетической сфере на стыке веков протекало сложно, порой конфликтно, но завершилось формированием энергодиалога.
В исследуемые годы выстраивалась новая модель взаимоотношений России и ЕС в сфере энергетики, развитые страны мира пришли к пониманию обоюдосторонней зависимости. Важными целями энергетического сотрудничества России и ЕС являлись: реализация задач «дорожной карты» по созданию единого экономического пространства, обеспечение доступа ЕС к ресурсно-сырьевой базе России и надежной транспортировки энергоресурсов.
Important goals of energy cooperation between Russia and the EU were: to form the «road map» in order to create a single economic space, to provide an access of the EU to the resource base of Russia and ensure reliable transportation of energy resources. However, there is a wide range of problems that might prevent the formation of common energy policy between the EU and Russia.
Переход к модели сотрудничества, основанной на более тесной координации энергетических стратегий и
Международные отношения в конце XX — начале XXI в.в. План 1.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в Европе.
2. Поиск решения проблем глобальной безопасности.
— презентация
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц.
сети. Кнопочки находятся чуть ниже.
Спасибо. Кнопки: Назад Скачать презентацию Идет загрузка презентации.
Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 4 года назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Международные отношения в конце XX — начале XXI в.в.
План 1. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в Европе. 2. Поиск решения проблем глобальной безопасности.
3. Региональные конфликты с глобальными последствиями.
4. Угроза международного терроризма. 8 декабря 1991 г. – Беловежские соглашения, подписанные руководителями РСФСР, Украины, Белоруссии.
Прекращение существования СССР Дезинтеграционные процессы в Европе 1991 г.
– роспуск Организации Варшавского договора и Совета Экономической Взаимопомощи Распад Чехословакии Дезинтеграционные процессы в Европе Распад Югославии Западноевропейская интеграция Европейское экономическое сообщество ( ЕЭС, «общий рынок») международная организация (1957 – 1993 г.г.), созданная для осуществления экономической интеграции Интеграция – процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения хозяйств государств. Франция Италия Германия Великобритания Люксембург Нидерланды Бельгия Португалия Дания Ирландия Греция Испания Франция Италия Германия Бельгия Нидерланды Люксембург Великобритания Дания Ирландия Испания Португалия Греция ЕС: история, современность, перспективы 7 февраля 1992 г.
в г. Маастрих (Нидерланды) был подписан договор, положивший начало новому этапу интеграционных процессов в Европе – созданию Европейского союза. Введение в странах ЕС единой валюты – евро с 1 января 1999 г. Создание единого рынка товаров, услуг и рабочей силы Слияние капиталов и создание транснациональных корпораций Свободное передвижение для всех граждан стран, участвующих в интеграционных процессах Еврозона – это 16 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.
Шенгенская зона – зона свободного перемещения Поиск решения проблем глобальной безопасности Между Россией и США заключены ряд договоренностей по ограничению вооружений СНВ-II — договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанный Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993 г. Взаимоотношения России и США СНВ – 3 — двусторонний договор о взаимном сокращении арсеналов развёрнутых стратегических ядерных вооружений, подписанный Д.Медведевым и Б.Обамой 8 апреля 2010 года в Праге.
Поиск решения проблем глобальной безопасности Расширение НАТО на Восток Поиск решения проблем глобальной безопасности Система ПРО США в Европе: новая концепция Поиск решения проблем глобальной безопасности Региональные конфликты с глобальными последствиями 1999 г. — НАТО во главе с США совершил агрессию против Югославии – операцию «Решительная сила».
Реферат: Сотрудничество России и Евросоюза
Содержание Введение 1.Россия на рубеже XX-XXI вв.
2.Новый Союз на европейском континенте XX века (Европейский Cоюз) 3.Взаимоотношения Европейского Союза и Российской Федерации 3.1 Пути интеграции России в ЕС 3.2 Сотрудничество России с расширяющимся Европейским Союзом Заключение Использованная литература россия европейский союз политика Введение Мы живём на перепутье XXи XXIвеков. Актуальными на данном этапе являются дискуссии о наступающей глобализации, об интегрировании одних объединений в другие, о повышении благосостояния и конкурентоспособности государств. Поэтому в данной работе рассмотрены такие вопросы как проблемы развития России на рубеже XX-XXIвеков; изучение нашего крупного и высокоразвитого соседа Евросоюза, рассмотрение его основных функций и приоритетов на настоящий момент и возможности появления новых приоритетов его политики; попытки РФ найти выход из сложившихся политических и экономических проблем путём интегрирования и сотрудничества с Евросоюзом через вступление в различные международные европейские организации и принятия, подписания документов о сотрудничестве; возможности дальнейшего сотрудничества России и ЕС в момент его расширения.
В первой главе освещаются проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. Для этого изучались экономические взаимоотношения России с её соседом Европой, выделялись основные проблемы и выявлялись пути преодоления экономической отсталости по примеру европейских стран.
Вторая глава посвящена Европейскому Союзу, его образованию, структуре, целям и императивам, его организациям и основным целям дальнейшего развития ЕС. Третья глава включает огромный раздел, посвящённый расширению Россией своей деятельности на европейском континенте и основным этапам и направлениям сотрудничества России и ЕС. Сюда входят анализы основных встреч, саммитов, документов принятых обеими сторонами.
Выводиться смысл и перспективы документов, основные направления сотрудничества и их реализация, а также прогнозы результатов, которые ожидают обе стороны от сотрудничества.
Также в этой главе уделено особое внимание отношению России к расширению Евросоюза, попытке ответить на вопрос: движется ли ЕС к нам, или мы более заинтересованы в этом?
И, наконец, определению основных направлений сотрудничества на ближайшее будущее в начале XXIвека. Для написания работы использовались основные документы по сотрудничеству между ЕС и Россией за последние несколько лет, материалы саммитов и основных встреч глав государств РФ и ЕС, статья журнала ЕС и других, материалы научной конференции и основные интернет страницы ЕС и МИД (Министерства Иностранных Дел) Российской Федерации и др.(подробнее см.
стр. 29-30). 1.Россия на рубеже XX-XXI вв.
Как евразийское государство, Россия заинтересована в активном партнерстве, как на западном, так и восточном векторе своей внешней политики. И все же поражает та настойчивость, с которой на протяжении веков Россия пыталась определиться именно с западным цивилизационным выбором, и тот, мягко говоря, холодный душ, который она встречала в ответ.
Американо-российские отношения в конце XX-XXI вв.
Региональные конфликты 2.2 Российско-американские отношения: некоторые приоритетные аспекты взаимоотношений Заключение Список источников и литературы Введение Изменения, произошедшие в мире после окончания «холодной войны», носили поистине революционный характер. В последнее время эти изменения слишком часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но и Россия, и США многое пережили и многим пожертвовали, чтобы эти драматические перемены в картине мира были необратимыми.
Хотя Россия и США уже не представляют реальной обоюдной угрозы, но они так и не стали партнерами в решении проблем, стоящих перед каждой из стран.
«Позитивная конверсия» не завершена из-за серьезных разногласий и конфликтов интересов. Препятствуют взаимному пониманию и многие ошибочные представления друг о друге.
Большинство людей в обеих странах не видит возможностей для тесного сотрудничества до тех пор, пока противоположная сторона не изменит либо саму себя, либо свое международное поведение. Высоко оценивавшиеся в 2001 году и в Вашингтоне, и в Москве как «стратегическое партнерство», эти отношения стали давать трещину.
Поверхностный характер российско-американских связей привел к тому, что заинтересованными в их развитии остались, по сути, только лидеры обеих стран и некоторые высокие правительственные чиновники.
Отношения между двумя странами продолжают страдать от взаимного недоверия.
Россия и США впервые после Второй мировой войны находятся в одной коалиции и борются против общего врага. Стало быть, их национальные интересы, во всяком случае, в противоборстве с международным терроризмом, сейчас совпадают. Между ними происходит взаимодействие, которое кажется гораздо более тесным и глубоким, чем взаимодействие России и США со своими союзниками соответственно по НАТО и Договору о коллективной безопасности.
Однако за этим внешним улучшением нельзя не видеть и того, что политика США в отношении России, по сути, не изменилась и ни одна проблем не решена. В проведении долгосрочной кампании против международного терроризма обойтись без России американцам оказалось весьма сложно.
Кризис показал, что в районе Центральной Азии ни одно государство не обладает такими политическими и военно-техническими возможностями, как Россия.
Сотрудничество с ней, ее поддержка для США оказались незаменимыми. Однако пока такое сотрудничество не носит равноправного характера. Под знаменем борьбы с терроризмом США осуществили очередное крупное геополитическое наступление, прежде всего в Центральной Азии и на Кавказе — регионах, которые Россия ранее объявила зонами своих жизненно важных интересов.
Причем произошло это наступление при молчаливом согласии Москвы.
Евросоюз и Россия
Содержание Введение………………………………………………………………………….3стр.
1.Россия на рубеже XX-XXI вв………………………………………………….4-8стр. 2.Новый Союз на европейском континенте XX века (Европейский Cоюз)…9-11стр.
3.Взаимоотношения Европейского Союза и Российской Федерации…….12-20стр.
Заключение…………………………………………………………………….21-23стр.
Использованная литература…………………………………………………24-25стр. россия европейский союзполитика Введение Мы живём на перепутье XX и XXI веков.
Актуальными на данном этапе являются дискуссии о наступающей глобализации, об интегрировании одних объединений в другие, о повышении благосостояния и конкурентоспособности государств. Поэтому в данной работе рассмотрены такие вопросы как проблемы развития России на рубеже XX-XXI веков; изучение нашего крупного и высокоразвитого соседаЕвросоюза, рассмотрение его основных функций и приоритетов на настоящий момент и возможности появления новых приоритетов его политики; попытки РФ найти выход из сложившихся политических и экономических проблем путём интегрирования и сотрудничества с Евросоюзом через вступление в различные международные европейские организации и принятия, подписания документов о сотрудничестве; возможности дальнейшегосотрудничества России и ЕС в момент его расширения.
1.Россия на рубеже XX-XXI вв. Как евразийское государство, Россия заинтересована в активном партнерстве, как на западном, так и восточном векторе своей внешней политики.
И все же поражает та настойчивость, с которой на протяжении веков Россия пыталась определиться именно с западным цивилизационным выбором, и тот, мягко говоря, холодный душ,который она встречала в ответ.
Тысячу лет назад князь Владимир сделал Россию христианской страной — выбор, используя современную терминологию, геополитического порядка. Ответ — ливонские войны и тевтонское вторжение. Выстоять России удалось лишь, задействовав «азиатский ресурс».
Триста лет назад Петр I решительно берет курс на европеизацию России.
Ответ — борьба за пространство «от Балтики доЧерного моря».
Этот термин, кстати, не изобретен в этом году. Это лозунг шведского короля Карла ХII в войне с Россией.
В начале XX века Россия реализует на своей территории рожденную в Западной Европе концепцию общества коммунизма.
Реакция — вторжение 19 государств и последующий санитарный кордон. В этих условиях образование Советского Союза — единственно возможный геополитический вариант сохранениягосударства.
Казалось бы, пора извлечь уроки из истории. Но нет, в конце XXвека — новая попытка Москвы сближения с Западом под флагом «общечеловеческих ценностей». Ответ — первая волна расширения НАТО.
В начале XXI века на саммите Россия — Европейский союз в мае 2000 г. новым российским руководством
Европейский регионализм конца xx – начала xxi веков
Европейский регионализм – политика западноевропейских государств, основанная на принципах федерализма, предусмат — ривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Ев — ропе регионов.
Концепция «Европы регионов» отражает воз — росшее значение субнациональных общностей в составе Евро — пейского Союза. В целях содействия европейскому регионализму и усиления роли отдельных территорий ещё в 1985 г.
была создана Ассамб — лея регионов Европы (АРЕ), объединившая к концу века свыше 300 территориальных общин Западной, Центральной и Восточ — ной Европы с населением около 400 млн человек. В 1994 г. Со — вет Европы принял «Хартию местного самоуправления», а в 1996 г. АРЕ – «Декларацию о регионализме».
В основу региональной политики ЕС положены принципы территориальной концентрации капитала, финансирования це — левых программ, сотрудничества с местными властями и пере — дачи конкретных управленческих решений на наиболее опти — мальный территориальный уровень (принцип субсидиарности). Распределение прав и обязанностей по исполнительной верти — кали осуществляется на основе делегирования конкретных ре — шений на тот территориальный уровень, где они могут испол — няться наиболее эффективно.
Таким образом, параллельно существуют две региональные политики, позволяющие совместить интересы отдельной страны и ЕС. Исторический опыт показывает, что государства шли на создание региональных институтов, включая международные организации или режимы, по ряду причин.
Во-первых, ради ук — репления собственной безопасности государства склонны созда — вать наступательные или оборонительные альянсы. Последние представляют собой классическую форму международного ин — ститута, участники которого не обязательно должны находиться в одном географическом регионе.
Вместе с тем учреждение та — ких союзов часто связывало отдалённые друг от друга области в единые политико-экономические пространства.
Например, в ре — зультате создания Организации Североатлантического договора (НАТО) было укреплено единство в сфере безопасности между Северной Америкой и Западной Европой. Данный фактор стал причиной формирования так называемого Евро-Атлантического региона. Во-вторых, исходя из целей экономического развития, госу — дарства формировали «экономические регионы» посредством создания торговых блоков или даже более тесных экономиче — ских объединений.
Уникальным примером такого рода региона — лизации второй половины ХХ века стали именно европейские сообщества, эволюционировавшие в Европейский Союз. В-третьих, ощутимую роль в формировании регионов нача — ли играть идеи и ценности.
§ 19–20. Мир на рубеже XX–XXI вв.
Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс.
Базовый уровеньВолобуев Олег Владимирович НТР эпохи постиндустриальной цивилизации: достижения и проблемыПолитика неоконсервативных правительств в 1980-е – начале 1990-х гг. была достаточно успешна: западноевропейским странам и США удалось вступить на путь формирования нового общества, которое учёные называют постиндустриальным. Главными направлениями НТР эпохи постиндустриальной цивилизации стали: микроэлектроника, информационные и биотехнологии.
Если в прежние эпохи любые технические усовершенствования являлись своеобразным продолжением рук человека, то с изобретением компьютера и созданием Интернета расширились возможности его интеллектуальной деятельности.В конце XX в.
открытия и усовершенствования в сфере информационных технологий приобрели лавинообразный характер. Стремительное удешевление компьютерного оборудования и доступность программного обеспечения сделали возможным выпуск «ноутбуков для бедных» – компьютеров по цене от 100 долл. США. В результате они стали доступны для бедного населения стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Развитие социальных сетей, разработка новых игр и игровых приставок в определённой степени решили проблему одиночества, отчуждённости людей в мегаполисах, обеспечили доступ к информационным ресурсам для пользователей, находящихся в самых отдалённых уголках планеты.Биотехнологии постиндустриальной эпохи позволили найти новый подход к решению сырьевых и экологических проблем.
Стало возможным комплексное использование природного сырья, замена его синтетическим (пластмассы и синтетические смолы, композиты, керамика и т. п.), использование безотходных и малоотходных технологий, сокращающих вредные промышленные выбросы.
Во многих странах началась реализация программ по очистке водной и воздушной среды, восстановлению природного ландшафта, пострадавшего в период индустриализации. С помощью биотехнологий создаются новые лекарства, способные победить болезни или предотвратить их нежелательное течение. Расшифровка генома человека позволяет медикам уверенно справляться с ранее неразрешимыми проблемами.
Генетические исследования дали возможность выводить растения и животных с заранее рассчитанными свойствами. Возросла продуктивность сельского хозяйства.
Приобретя невиданные ранее темпы развития, научно-техническая революция конца XX – начала XXI в. породила и новые проблемы. Падает престиж специальностей, связанных с материальным производством (особенно это характерно для аграрной сферы).
Компьютерные технологии привели к появлению нового типа преступности в банковской и информационной сферах. Успехи в медицине не предотвратили распространение болезней, особенно такой страшной, как СПИД.Наконец, несмотря на развитие экономической науки, ежегодно поощряемой Нобелевской премией за новейшие разработки в этой сфере, учёные и специалисты оказались не способны предсказать и предотвратить экономические кризисы, которые продолжают сотрясать
Заключение — Европейский Союз в XXI веке: время испытаний
- Заключение
Под ред.
О.Ю. Потемкиной 2012 г. 270 Р К концу первого десятилетия XXI в. Европейский Союз прошел несколько стадий институциональных реформ. Каждый из его договоров — Маастрихтский, Амстердамский, Ниццкий и, наконец, Лиссабонский — ознаменовали новые вехи интеграционного процесса.
Последняя стадия реформ оказалась самой трудной и болезненной. Неудачная попытка утверждения Конституции, вызвавшая серьезный политический кризис, и принятие в конце концов компромиссного Договора о реформе (Лиссабонского) совпали с окончанием самого масштабного в истории ЕС расширения и стали завершением периода успешного развития интеграции «вглубь и вширь» — Великого спокойствия.
В этой ситуации прийти к согласию 27-ми, а со вступлением Хорватии и 28-ми странам по жизненно важным вопросам оказывается крайне сложным делом, а возможности компромиссов и дипломатические ресурсы имеют свои пределы. Тем не менее, пересмотр основополагающих договоров оказывается неизбежным, будет ли он происходить посредством упрощенной процедуры, или путем созыва межправительственной конференции.
В любом случае, этот процесс крайне сложен, он требует времени, консенсуса правительств и парламентов национальных государств, а иногда, как в случае с Договором о стабильности, координации и управлении в Экономическом и валютном союзе, и референдумов в ряде стран. Необходимо и согласие Европарламента, который крайне щепетилен относительно любой угрозы ущемления его полномочий.
Все это затрудняет дальнейшее развитие и углубление интеграции и одновременно переносит акцент на дифференциацию и гибкую интеграцию, которые уже стали реальностью в зоне евро, пространстве свободы, безопасности и правосудия, а также и ОПБО.
Данный феномен получил дальнейшее развитие в Лиссабонском договоре, что ставит Евросоюз перед дилеммой: с одной стороны, ряд стран не готов продвигаться по пути дальнейшей интеграции, в то время как, с другой стороны, все настойчивее напоминают о себе проблемы, требующие общеевропейского ответа. До сих пор практика продвинутого сотрудничества оставалась маргинальной, но в условиях современного финансово-экономического кризиса и долгового кризиса в зоне евро перспективы разноскоростного развития Европейского Союза и возможного создания продвинутых групп сотрудничества государств — членов ЕС приобретают особую актуальность. Будущее Европы и в этом контексте определяется, таким образом, единством и разнообразием, как это и было зафиксировано в Конституции.
Вполне очевидно, что эти два термина согласуются с трудом, тем не менее, ясно вырисовываются как вызовы, на которые Евросоюзу предстоит ответить, так и современные задачи: продолжать двигаться вперед на основе дифференциации, не подвергая при этом эрозии базовые принципы организации и не теряя из виду общие цели интеграции.
В контексте общих целей стоит рассматривать и последствия кризиса мультикультурализма как идеи, политики и реальности.
Все более актуальным становится вопрос не только
Трансатлантические отношения ЕС Латинская Америка в конце XX начале XXI вв.
1 Научный диалог Выпуск 1 (13): ИСТОРИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ЭКОНОМИКА Конева И.
В. / И. В. Конева // Научный диалог (13) : История. Социология. Экономика. С УДК (8= ) И. В. Конева Рассматривается один из актуальных вопросов современных международно-политических и экономических процессов сотрудничество двух регионов Европы и Латинской Америки на разных уровнях.
На рубеже веков происходят определенные изменения как внутри регионов, так и в отношениях между ними, что вызывает интерес исследователей. Описаны механизмы взаимодействия, Европейские экономические программы и проекты, выделяются основные направления сотрудничества и возникающие при этом трудности.
Ключевые слова: Европейский Союз; страны Латинской Америки и Карибского бассейна; интеграционные объединения ЛАК; программы сотрудничества; саммиты ЕС ЛАК; приоритетные сферы взаимодействия; внешнеэкономические связи; инвестиции; торговля.
В последние десятилетия в регионе Латинская Америка происходят серьезные изменения.
С одной стороны, это касается внутренних процессов. С другой стороны, речь идет и о внешнем воздействии.
Традиционно здесь имели влияние США, но постепенно усиливается присутствие других акторов международной политики. Первенство США здесь неоспоримо.
Это связано, прежде всего, с географической близостью и с последовательностью политики США.
1102 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Выпуск 11 / 2012 Европейский Союз является вторым по значимости торговым партнером Латинской Америки, ее важнейшим источником прямых иностранных инвестиций и ведущим донором поддержки развития этого региона. ЕС объединяет с Латинской Америкой целый комплекс исторических, культурных и экономических отношений.
Латинская Америка обладает крупным ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она всегда занимала периферийное положение.
Сотрудничество между Европейским Союзом и регионом ЛАК (Латинская Америка и Карибский бассейн) приобрело новый характер в контексте важных преобразований, произошедших в обоих регионах. С экономической точки зрения в середине 1980-х гг. происходит «возвращение Европы в Латинскую Америку».
Это было обусловлено такими факторами, как стремление расширить старые и завоевать новые рынки сбыта продукции своей промышленности, использовать огромные запасы сырьевых ресурсов, сравнительно дешевую рабочую силу, переместить в этот регион устаревшие, экологически неблагоприятные производства. В возобновлении исторических связей с Европой особую роль сыграли страны Иберийского полуострова Испания и Португалия, которые прикладывали все усилия для улучшения сотрудничества Латинской Америки и Евросоюза. Для иберийских государств очень важна эта роль возможного проводника в межрегиональном сотрудничестве, так как это может поднять их престиж в политической жизни ЕС.